Туристический рынок все еще продолжает восстанавливаться после пандемии 2020 года. С каждым сезоном открывается все больше новых направлений, что дает людям возможность провести свой отдых разнообразнее. Вместе с тем, пандемия показала высокий отложенный спрос казахстанских туристов на путешествия. Это отметила директор дистрибуции туроператора FUN&SUN Балжан Билялова. О том, на каких принципах строится работа одного из крупнейших туроператоров, и как изменилось отношение казахстанцев к зарубежному отдыху, она рассказала в интервью порталу Tourcode.kz.
— Расскажите, как вы начали этот год и с какими новинками FUN&SUN зайдет в новый туристический сезон?
— У нас по-прежнему пользуются большой популярностью наши круглогодичные направления – это Египет, Турция и Эмираты. Но при этом казахстанцы стали открывать для себя и новые направления. К примеру, в этом году открылся прямой перелет в Чехию.
Это на самом деле очень классная возможность, потому что до пандемии Чехия была европейским направлением номер один, куда путешествовали казахстанские туристы.
Также новинкой этого сезона стал прямой рейс на остров Самуи. Самуи именно в летний период является самым благоприятным местом для отдыха в Таиланде. За последние 3-4 года там стремительно развивалась инфраструктура, открылись новые отели, популярные международные отельные сети.
Вместе с тем, мы продолжаем тренд, который просто «взорвал» все рекорды по предпочтениям казахстанцев по зимнему отдыху – это Вьетнам. Теперь туда можно полететь и летом.
Также мы продлили на все лето остров Хайнань.
Ну и, конечно же, продолжаем в этом сезоне летать в Грецию, Ираклион из Алматы прямым рейсом авиакомпании AirAstana. Также на крыльях AirAstana из Алматы и Астаны мы летаем в Черногорию.
– А как вы определяете спрос на направления? И как, на ваш взгляд, изменилась культура отдыха?
– В первую очередь хочу отметить, что мы уделяем большое внимание дата-аналитике. Направления выбираются исключительно по результатам глубоких маркетинговых исследований рынка, аналитики, а также основываясь на исторических данных.
Также, мы опрашиваем наших партнеров — турагентства — что, по их мнению, будет интересно туристам в этом году.
Естественно, мы обращаем внимание и на тренды. К примеру, видим, что в том же Шарм-эль-Шейхе в скором времени будет 5 новых Риксосов (сеть отелей Rixos – прим.) У них было уже два, и открываются еще три к 2025 году. Плюс, открывается тематический парк по типу Диснейленда. Мы знаем, что это все привлечет казахстанских туристов, что они любят отельную сеть Rixos. Поэтому мы начинаем летать туда из дополнительных городов, из регионов.
Немаловажным пунктом также является и реакция наших путешественников. Более того, мы уже поняли, что если раньше казахстанцы летали [отдыхать] один раз в год, летом или на новогодние праздники, то сейчас среднестатистическая семья летает 2 раза в год. А люди с более высоким достатком летают и 4 раза.
Учитывая, что направления сейчас позволяют летать весь год, понятия «несезон» практически исчезло. Сейчас у нас нет таких понятий — можно смело заявить, что казахстанские туристы путешествуют круглый год.
– Как вы считаете, на это повлияла пандемия или другие факторы?
– Вообще я вам хочу сказать, что после пандемии, как и после любого кризиса, мы видели колоссальный отложенный спрос. «Сидеть взаперти страны» буквально стало большим стрессом для наших туристов. И первое, что они стремились сделать эти два года — это отдохнуть.
И, кстати, именно после пандемии, я уверена, что у нас произошел такой квантовый скачок в развитии. Стали открываться не просто новые направления, но и те, которые, казалось бы, никогда не будут популярными на нашем рынке. Но, тем не менее, на сегодняшний день наша компания туроперирует по 15 странам. У нас очень развита франчайзинговая сеть — успешно работают 100 офисов. Более того, у нас более 30 собственных розничных офисов. И это еще не предел.
– А какие у вас дальнейшие планы? Планируете ли вы открывать новые направления?
– Безусловно, мы планируем новые направления. Также мы планируем развитие вылетов из регионов. На сегодняшний день у FUN&SUN, помимо Казахстана, есть офисы в Узбекистане, Кыргызстане и Азербайджане.
Мы планируем и дальше развивать географию. У нас амбициозные цели. Мы всегда стремимся на всех рынках занимать лидирующие позиции. И самая главная наша цель, наша миссия — это продолжать влюблять в путешествия и делать отдых доступнее как можно большему количеству граждан этих четырех стран.