Развитие воздушного сообщения в Центральной Азии и растущая роль Казахстана как важного транспортного узла стали главными темами панельной сессии «Авиационный рынок: время перемен, текущие тенденции и перспективы развития воздушного сообщения в Центральной Азии» в рамках Kazakhstan Travel Forum 2025. Участники единогласно отметили: регион входит в период интенсивного роста, укрепляя значение на международной авиационной карте.
Казахстан усиливает роль авиации как стратегической отрасли
Председатель Комитета гражданской авиации РК Салтанат Томпиева отметила, что авиационная отрасль страны демонстрирует опережающие темпы развития по сравнению с докризисным периодом и продолжает наращивать международную связанность:
«Авиация имеет стратегическое значение для Казахстана. В условиях отсутствия выхода к морю воздушное сообщение остается ключевым каналом для логистики, туризма и экономического роста».

По данным комитета, пассажиропоток вырос с 9,4 млн в 2021 году до 14,7 млн в 2024-м. А за восемь месяцев 2025 года было перевезено 10,6 млн человек — на 8% больше, чем годом ранее.
Продолжает расширяться международная маршрутная сеть: в 2024 году открыто 22 направления, в 2025-м — еще 33. В планах — запуск рейсов в Сингапур, Токио, Рим, Вену и Нью-Йорк.
«Безопасность, качество обслуживания и соответствие международным стандартам остаются главными приоритетами отрасли», — подчеркнула Салтанат Томпиева.
Региональная доступность и международная экспансия
Роль авиакомпаний в развитии рынка стала одной из ключевых тем обсуждения. Казахстанские перевозчики развивают отрасль по двум стратегическим направлениям — укрепление региональной доступности и расширение международного присутствия.
Например, SCAT Airlines делает ставку на региональные аэропорты и туристический сегмент. В 2024 году в Шымкенте открыли новый международный терминал — крупнейший на юге страны.
«Мы последовательно увеличиваем количество туристических рейсов. В числе ключевых направлений этого сезона — Санья, Шарм-эль-Шейх, Фукуок и Камбоджа, причем вылеты предлагаются не только из Алматы и Астаны, но и из регионов», — отметила руководитель направления PR & Marketing в SCAT Airlines Виктория Старожилова.
Казахстанская авиакомпания Air Astana также укрепляет международное присутствие и продвигает страну на глобальной арене. Сейчас авиакомпания выполняет полеты по 63 международным направлениям, а совместный пассажиропоток Air Astana и FlyArystan по итогам 2025 года ожидается на уровне 8 млн человек. За период 2019–2025 гг. маршрутная сеть компании выросла на 56%.
«Мы активно популяризируем Казахстан на международных площадках. Этот год стал максимально успешным для событийного и въездного туризма», — отметила директор по продажам Air Astana в Казахстане Камила Садырбакиева.

Ключевым шагом стало кодшеринг-соглашение с China Southern Airlines, крупнейшим авиаперевозчиком Азии:
«Это партнерство позволит развивать не только выездной, но и въездной туризм», — подчеркнула Камила Садырбакиева.
Казахстан укрепляет транзитный потенциал и международные партнерства
Международный аэропорт Алматы остается крупнейшим хабом региона. По словам вице-президента воздушной гавани Исмаила Остаза, пропускная способность аэропорта составляет 14 млн пассажиров в год. Основу международного трафика формируют направления в Турцию, Россию, ОАЭ, Китай и Узбекистан, на которые приходится 58% пассажиропотока.
Интерес к рынку Центральной Азии растет и со стороны зарубежных перевозчиков. Президент RedSea Airlines Хатем Кенави отметил:
«Мы рассматриваем Казахстан как стратегическое направление, расширяя сотрудничество третий год подряд. Следующий шаг — развитие присутствия в Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане».
Перспективы: формирование нового авиационного центра региона
Обсуждение на форуме подтвердило, что Центральная Азия, а особенно Казахстан, постепенно укрепляет статус перспективного авиационного узла. Рост турпотока, развитие инфраструктуры и расширение международных партнерств создают условия для дальнейшего увеличения транзитной роли региона. Участники сессии сошлись во мнении, что в ближайшие годы акцент сместится на цифровизацию процессов, усиление конкуренции за международные маршруты, повышение качества сервиса и развитие въездного туризма. На фоне глобального роста спроса на авиаперевозки Центральная Азия имеет возможность занять более заметное место в мировой авиационной системе, формируя новые логистические и туристические связи.