Глава Anex Tour Kazakhstan: «Нужно правильно развивать туризм, чтобы избежать выжженной земли»

Азиатский туристический бум несет не только возможности, но и серьезные риски. На выставке KITF 2025 генеральный директор крупного туроператора Anex Tour Kazakhstan Рашад Бунядов предупредил: неправильное распределение потоков и перегрев популярных направлений могут оставить рынок без ресурса уже через несколько лет. О качественном развитии туризма, а также о о приоритетах развития и планах компании он рассказал в рамках пленарной сессии «Новые маршруты: азиатский бум, combi-tours, цифровые визы и безбумажные границы».
О стратегических планах и расширении
«Если говорить о нашем основном приоритете на 2025 год, то мы решили укрепить свои позиции и продолжать работу в тех направлениях, где уже присутствуем. Продолжаем нашу работу в Казахстане и Узбекистане. Также на следующей неделе состоится официальное открытие нашего офиса в Азербайджане. Это не было спонтанным решением. Мы считаем, что Казахстану важно делиться опытом развития туризма с соседними странами».
О развитии образовательных проектов
«Насчет образовательных проектов — мы начали работу в этом направлении в 2024 году и запустили платформу Anex Lab. Можно сказать, проект уже дает результаты: прирост составил 4,4%. Нельзя сказать, что мы уже достигли всех целей, которые ставили. Но мы будем продолжать, потому что проходили этот путь в других странах и знаем: нужно просто немного потерпеть».
О взаимодействии с авиаперевозчиками
«Мы развиваем сотрудничество с местными авиакомпаниями. Один из наших ключевых партнеров — Air Astana, национальный перевозчик. Но, конечно, учитывая профиль туриста и бюджет, не все могут позволить себе летать только Air Astana. Поэтому мы привлекаем другие авиакомпании, чтобы сделать отдых доступнее.
(…)Количество туристов растет, а авиапарк все еще недостаточен. Хотя ожидаются новые поставки самолетов, на данный момент факт остается фактом: рейсов недостаточно».
О необходимости качественного развития туризма
«Мы все говорим о росте туризма — и это здорово. Но нам, туроператорам, нужно работать над правильным развитием туризма. Последний год показывает: количество отдыхающих туристов растет неорганично. А это может привести к фатальным последствиям для всего казахстанского туризма. Надо делать все качественно — и правильно распределять потоки по направлениям».
О перегреве популярных направлений
«Есть положительные изменения: за последний год мы начали обсуждать с коллегами вопросы метрик и регулирования потоков. Раньше такого не было. Мы начали работать с туроператорами, чтобы избегать перенасыщения на популярных направлениях. Иначе это приведет к большим проблемам — мы видели это в других странах. К сожалению, сейчас идет тенденция: весь фокус — на азиатские направления. А через 2-3 года есть риск остаться с ‘выжженной землей’. Это самая большая проблема».
О новой динамике отдыха казахстанцев
«Есть и хорошие новости. Казахстанский турист начал отдыхать чаще — в среднем 2,5 раза в год. Два года назад этот показатель был на уровне 1,5 раз. Это положительно влияет как на туроператоров, так и на рынок и развитие туризма в целом. И самое главное: казахстанцы начали путешествовать в разные страны».