Визы в Чехию, гибкий подход и новые рейсы: как SCAT сохраняет свои конкурентные преимущества
1/1

В сентябре казахстанская авиакомпания SCAT стала генеральным партнером крупнейшего туристского мероприятия Kazakhstan Travel Forum 2024. Теме авиации на форуме уделялось особое внимание — на пленарных сессиях и в выступлениях участников. Компания SCAT в рамках события впервые презентовала широкой публике новый терминал аэропорта Шымкента, а также рассказала о том, как расширяет маршрутную сеть и внедряет новые инициативы для повышения удобства пассажиров.

В интервью для издания Tourcode.kz Виктор Коротков, директор департамента управления маршрутами и доходами авиакомпании, подробнее поделился планами SCAT на будущее — мы поговорили об увеличении количества рейсов в Европу, запуске нового хаба в Шымкенте, а также о гибком подходе, который позволяет компании быстро реагировать на изменения и оставаться конкурентоспособной на рынке.

Фото: Tourcode.kz

— Виктор, одной из самых значимых авиационных новинок для казахстанцев в прошедшем сезоне стал запуск рейса "Астана — Прага". SCAT запустил его в мае. Можем ли мы уже говорить об успехах этого направления?

— Все наши ожидания по этому рейсу полностью оправдались. Единственный момент, который нас сейчас сдерживает — это визовый вопрос. Понятно, что летом туристический поток был достаточно большим. Мы столкнулись с тем, что у людей просто не было возможности подать документы на визу — не было свободных слотов. Поэтому совместно с посольством Чехии мы провели работу, и получили программу, которая работает сейчас в пилотном режиме. Объясню, что это: существует специальный бренд тарифа, он так и называется — «VISA», оформив такой билет, можно подать документы вне очереди — для авиакомпании существует отдельная квота по записи. Это некая дополнительная очередь, для того, чтобы люди, отправляющиеся в Чехию, имели возможность податься на визу.


— Вы упомянули, что это пилотный проект. Значит ли это, что если он себя хорошо зарекомендует, то станет постоянным?

— Да, в этом случае он станет постоянным, на что мы очень рассчитываем. С учетом той потребности, которую мы увидели в этом году, на следующий год мы хотели бы заранее поставить большее количество рейсов. Планировали поставить уже в этом году, но чтобы не создавать сверхнагрузку для визовых отделов, не стали увеличивать количество частот. А уже на следующий год мы рассчитываем, что этот механизм заработает, его оценит МИД Чехии, и, естественно, мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы эта квота работала. Тогда, я думаю, что направление будет очень хорошо работать в следующем году. 

И уже дальше будем смотреть по расширению географии полетов из Казахстана в Чехию — в том числе планируем задействовать Шымкенский хаб.


— Помимо рейсов в Прагу, SCAT планирует расширять географию полетов в Европу. Есть ли вероятность, что такие же визовые слоты могут появиться и для подачи на визу в другие страны?

— Тут всё зависит от МИДа. Во-первых, насколько мощность того или иного посольства позволяет оформлять нужное количество виз. Так как это находится в рамках Евросоюза, то действительно может стать прецедентом для того, чтобы распространить программу и на другие посольства и консульские отделы. Многое зависит от того, как сейчас себя покажет существующий проект. 

— Давайте вернемся к хабу в Шымкенте. Можно ли говорить о том, что какие-то рейсы, возможно, теперь будут отправляться не из Алматы, а из Шымкента? 

— Нет, на самом деле задача не состоит в том, чтобы снять направление откуда-то и перевести его в Шымкент. Задача стоит таким образом, чтобы мы создавали что-то новое, то, чего на сегодняшний день не существует. А уже потом в случае роста показателей спроса мы можем частично дополнять это еще и для аэропорта Шымкента.


— Какие-то международные рейсы уже запланированы для нового шымкентского терминала? 

— Здесь все очень динамично, и эта динамика влияет на принятие решений. Сегодня мы можем говорить об одном направлении, а завтра появляются новые факторы, которые делают более приоритетным другое направление. Мы ведем подготовительную работу в целом по всему комплексу направлений, а открытие каких-то конкретных из них уже будет зависеть от ситуации на момент принятия решения. 

— Но всё же, есть ли направления, которые находятся в приоритете?

— В первую очередь мы концентрируемся на Германии. Потому что Германия это понимаемый для Казахстана пассажиропоток с точки зрения бизнеса, с точки зрения этнических потоков, с точки зрения транзитного потенциала — не только через Казахстан, но и через аэропорты Германии. Ну и в дальнейшем мы будем следить за ситуацией, дополнять туристическими направлениями. 

В том, что касается Алматы, в этом году мы тоже будем добавлять новые рейсы. В этом сезоне у нас появится Доха. В дальнейшем будут и европейские курорты.

Все зависит от нашего основного сдерживающего фактора — флота. Мы ожидаем подтверждения по срокам поставки самолетов, которые должны были получить уже в этом году — но они будут приходить только начиная со следующего года. Тогда мы сможем уже более четко выстроить свою стратегию по тому, сколько у нас будет доступно флота, где в первую очередь будем открывать новые направления. Соответственно, если флота будет достаточно на период летней навигации, то это будут, конечно же, и Алматы, и Шымкент.

Ну и, конечно, мы не забываем про Астану — она у нас также в приоритете.

К примеру, есть планы связать Чехию с Монголией, эта связка работала до пандемии и до сих пор остается для нас очень актуальной. 

Кроме того, мы стараемся не упускать и круглогодичные рейсы. Допустим, в эту зиму мы уже планировали открыть Сеул, Астана – Сеул. Но, опять же, планы поставки флота внесли свои коррективы. Мы не забываем, что этот вопрос (с поставкой самолетом — прим.) не зависит от вас. Повлиять на него мы, к сожалению, не можем. 

Фото: Tourcode.kz

— Давайте затронем и тему чартерных рейсов Sunday Airlines. Что, на ваш взгляд, сейчас развивается активнее: регулярные или чартерные перелеты? 

— Выделить, что развивается больше, а что меньше, достаточно сложно, потому что у нас существует симбиоз между регулярным и чартерным рынком. 

Под чартерные рейсы мы предоставляем какую-то емкость на наших регулярных рейсах, формируем турпакетные предложения. То есть в любом случае тот флот, который у нас появится, будет использоваться как на регулярных рейсах, так и на чартерных.

Однозначно сказать, что что-то развивается активнее нельзя. Есть ряд направлений, которые будут открыты в регулярном расписании в первую очередь. Есть планы по открытию и увеличению частот на чартерных направлениях. В конце концов, есть новые рынки, которые пока недоступны, но они будут доступны с учетом новых самолетов. Это в динамике примерно дает один и тот же процент роста каждый год. 


— Возьмем для примера один из последних чартерных рейсов — в Сураттхани. Можно ли уже сейчас сказать, что это было верным решением, и его точно стоило запустить?

— Мне кажется, что любое направление имеет право на существование. Потому что, чем больший выбор мы предоставляем нашим пассажирам, тем лучше. Да, бывают факторы, на которые мы не можем влиять, но у нас есть инструменты, когда мы можем «взять» пассажира не только с территории Казахстана, но и привезти его, например, с территории Узбекистана.

Это наша постоянная задача и постоянная работа — найти пассажира для того, чтобы перспективное направление работало. Здесь я обобщаю — нам, как авиакомпании в партнерстве с туроператорами и агентами. Это совместная работа.

— А что бы вы назвали в числе главных конкурентных преимуществ авиакомпании SCAT в Казахстане? 

— Мы самые гибкие. Мы ценим партнерство, которое перерастает в дружеские отношения. Нет такой ситуации, где мы не можем договориться о чем-то с нашими партнерами. Всегда ищем варианты, как сделать так, чтобы сохранить направление, привлечь пассажиров. Даже если это не совсем выгодно с точки зрения дохода, но для нас будет стратегически правильно сохранить направление для того, чтобы в будущем оно все равно работало.

Мы принимаем быстрые решения — и отличаемся этим. Мы постоянно перестраиваемся, подстраиваемся под ситуацию, которая постоянно меняется. Не бывает такого, что мы будем наблюдать, сидеть, ждать. Наоборот, всегда будем искать что-то, что позволит нам дальше развиваться.

И, конечно, мы всегда комплексно смотрим на развитие. SCAT — это не просто перелеты, но еще и аэропорт, и обслуживание, и туризм, и туристы, и регулярные рейсы, и чартерные, и социально значимые.

— Социально значимые? Расскажите поподробнее.

— Это субсидируемые со стороны государства маршруты. Мы очень активно в этом участвуем, хотя с точки зрения доходов авиакомпании они и не дают заработка. Зато дают возможность пассажирам из тех регионов, из которых практически невозможно добраться куда-то, кроме как наземным транспортом, достаточно быстро перемещаться между регионами, между крупными городами и региональными центрами. То есть население просто получает возможность путешествовать.

Мы ежегодно работаем с авиационными властями, с акиматами —для того, чтобы расширить эту программу поддержки. Это наш вклад в саму систему авиационной отрасли.

— Спасибо за беседу.

Дина Марганова
Комментарии 0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Load More
Каталог
Погадаем?