Авиационные организации следят за тем, чтобы аэропорты и авиакомпании соблюдали набор общепринятых норм и правил. Без надлежащего руководящего органа, обеспечивающего соблюдение стандартов, пилоты, авиадиспетчеры и персонал аэропорта не могли бы работать вместе.
Деятельность гражданских авиакомпаний регулируется рядом международных и местных органов. К местным регулирующим органам относятся различные министерства транспорта и профсоюзы. Ведущими глобальными организациями в этой области считаются Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и Международная организация гражданской авиации (ICAO).
Обе организации являются международными, они осуществляют надзор за деятельностью гражданской авиации. IATA в целом поддерживает индустрию авиаперевозок, в то время как ICAO обеспечивает глобальные стандарты для воздушных перевозок.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) — это торговая ассоциация мировых авиакомпаний. Организация была основана на Кубе весной 1945 года, административный центр находится в Монреале, Канада. Сегодня она насчитывает около 300 авиакомпаний-членов из более чем 120 стран, что составляет 83% от общего объема воздушных перевозок. Участниками IATA являются ведущие мировые пассажирские и грузовые авиакомпании.
Стоит отметить, что в первую очередь это торговая ассоциация. Она представляет интересы своих членов в продвижении безопасного, надежного и экономичного воздушного обслуживания. ИАТА выполняет такие функции, как продвижение авиационной отрасли, работа по продвижению законодательства, которое принесет пользу авиакомпаниям, и помощь авиакомпаниям в улучшении работы друг с другом и с другими предприятиями, от которых они зависят.
Международная организация гражданской авиации (ICAO) — это специализированное учреждение ООН, задачей которого является установление международных стандартов для гражданской авиации и координация ее развития в области повышения безопасности и эффективности полетов. Создание организации произошло в 1944 году.
ИКАО отвечает за обеспечение единых правил, стандартов, процедур и организации гражданской авиации среди государств-членов. Однако правила, установленные ИКАО, не заменяют национальных авиационных требований суверенного государства.
Стоит отметить, что обе организации имеют свои коды. Как правило, трехбуквенный код IATA (например, NQZ для Астаны) используется для коммерческих аспектов, таких как продажа билетов. Код ИКАО (UACC для той же Астаны) используется для операционных аспектов, таких как подача плана полета или программирование полета в навигационном компьютере самолета. Немногие пассажиры, скорее всего, увидят четырехбуквенный код ICAO, но часто знакомы с трехбуквенными кодами IATA.