В последние месяцы казахстанцы столкнулись с резким подорожанием стоимости авиабилетов. В это же время спрос и цена на авиатопливо взлетели почти вдвое. О том, как это связано и из чего вообще состоит стоимость билета на самолет, разбирались в материале Inbusiness.kz.
Собрали для вас главное оттуда.
Air Astana, FlyArystan, SCAT, Qazaq Air — крупнейшие авиакомпании, действующие на территории Казахстана. Также есть "Южное небо", "Жетысу Авиа" и "Жезказган Эйр", выполняющие в основном региональные перелеты между городами. За счет выбора и конкуренции цены на авиабилеты должны быть более-менее стабильными.
Важно отметить: чем раньше пассажир приобретет билет, тем дешевле будет его стоимость. Чаще всего авиаперевозчик начинает продажу минимум за полгода вперед. Самые выгодные по цене авиабилеты раскупаются сразу при старте продаж. А дальше стоимость тарифа лишь увеличивается.
Основными статьями расходов авиакомпании являются техническое обслуживание — примерно 10%, лизинг воздушных судов — еще 10%, аэронавигационное обслуживание, обслуживание пассажиров и заработная плата сотрудников.
Целых 25%-35% в расходах авиакомпании занимает авиационный керосин. Повышение его стоимости напрямую сказывается и на цене билетов на самолет.
PETROSUN, "КазМунайГаз" и "Петролеум Оперейтинг» — 3 действующие компании на территории Казахстана , имеющие возможность поставлять авиационный керосин в больших объемах.
Лишь около 10% от объема производимого керосина в Казахстане торгуется через товарно-сырьевую биржу. Когда только начались торги на бирже ETS, цена за тонну авиакеросина была 258 тыс. тенге, но по состоянию на 28 июля эта цена уже стала существенно выше.
Стоит отметить, что возможность устанавливать цены есть и у продавцов и у покупателей. Последние в свою очередь сами ежедневно завышают цены на авиакеросин, покупая его дороже. В связи с этим рынок всегда обновляется в сторону роста. Делают это для опережения конкурента: если дать цену ниже, его сразу же заберут другие желающие.
Право покупать авиакеросин имеют только авиакомпании и аэропорты. Но, согласно приказу антимонопольного комитета, из 5 дней торговли биржи в месяц лишь последний пятый день выделен для аэропортов.
При этом 10% авиакеросина товарной биржи не могут существенно повлиять на стоимость авиабилетов — ведь остальные 90%, закупаются напрямую по контрактам у других источников. А их цены намного выше.
О большой разнице в стоимости авиакеросина рассказал Даулет Хамзин, первый заместитель председателя правления АО "Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев":
"Крупные ресурсодержатели держат стоимость на низком уровне — это порядка 800-900 долларов за тонну. А мелкие казахстанские ресурсодержатели уже приблизились к ценам российских поставщиков, и стоимость у них превышает 1,5 тыс. долларов за тонну. Импортный керосин поставляется с территории России, Беларуси, и его стоимость очень высока. Включая налоги, доставку и сборы, она превышает 1,5 тыс. долларов за тонну".