Как в разных странах обеспечивают финансовую защиту туриста?
1/1
kapital.kz

Крах одного из крупнейших туроператоров в мире, мошенники, продающие несуществующие путевки, банкротство авиалиний — все это лишь часть длинного списка проблем, с которыми туристы из разных стран сталкивались в прошлом.

Подобные ситуации заставляют туристов серьезнее относиться к организации отдыха. Предвидеть все сложности — невозможно, но позаботиться о том, чтобы их решали компетентные люди — вполне реально. Даже в тех ситуациях, когда стандартная страховка бессильна, на помощь туристам могут прийти специальные системы их защиты. Те, что гарантируют финансовую поддержку в чрезвычайных ситуациях.

Каждая из них имеет свои особенности и правила: уникальный код или специальный сертификат, добровольное или обязательное участие туроператоров, прочие организационные тонкости. Редакция Tourcode.kz расскажет о нескольких международных фондах и организациях, которые защищают туристов: о их внутренней кухне и о том, как благодаря их работе путешественник не окажется «брошенным» в чужой стране.

«Туристік Қамқор» — туркод, Казахстан
Туристік Қамқор

С ноября 2016 года на казахстанском рынке организованного туризма появилось новое понятие «туркод». Этот уникальный механизм гарантирует туристам их возвращение в страну, если туроператор, туроператор-фрахтователь обанкротился или больше не в силах организовать вылет для возвращения граждан. Процесс осуществляется в рамках деятельности фонда «Туристік Қамқор» — организации, которая призвана гарантировать права казахстанских туристов, выезжающих за рубеж.  

Туристу платить за туркод не нужно. Сумму в размере 0,5 МРП (1531 тенге в 2022 году) за каждого путешественника фонду переводит туристическая компания. А сам код присваивается автоматически после оформления тура через турагентство, если оно работает с туроператором – участником системы. На данный момент такими участниками являются 65 туроператоров. 

Благодаря эффективной работе системы гарантирования граждане республики оперативно возвращаются обратно даже в экстренных случаях. Так, например, когда в январе 2022 года в Казахстане объявили режим ЧП, за границей находились 7 636 казахстанских туристов с туркодом. Для их возвращения фонд организовал вывозные рейсы из Мале, Коломбо, Пхукета, Дубая. Вместо аэропорта Алматы, который был вынужден временно прекратить свою работу, пассажиры прибывали в Шымкент и Нур-Султан.  Ожидающих обратного вылета обеспечили местами размещения и питанием. С 6 по 22 января все туристы с туркодом успешно вернулись в страну.

Стоит отметить, что проверка туркода не входит в компетенцию каких-либо уполномоченных органов, а сам туркод не выдается самостоятельным туристам. Проверить, внесен ли туркод в реестр, можно на официальном сайте «Туристік Қамқор» —  fondkamkor.kz

Air Travel Trust — Великобритания
Global Look Press

Британский Air Travel Trust (ATT), страховой фонд системы  ATOL (Air Travel Organiser's Licence) был создан в 1970-х годах за счет сборов от туроператоров. В течение этих десятилетий фонд занимается решением  кризисных ситуаций, возмещением средств и репатриацией туристов из-за рубежа. Ежегодно система защищает около 20 миллионов путешественников.

Основной источник накопления ATT — это отчисления за каждого отправленного туриста ($3) и ежегодные взносы участников системы, турагенств. Лицензирование в ATOL предусмотрено законом практически для всех представителей туристического рынка. Сумма напрямую зависит от размеров и оборотов компании. На данный момент существует 5 типов лицензии, взносы по ним варьируются от $937 до $2492.

Эти суммы выплачиваются только новыми участниками системы один раз. Если у туроператора уже есть лицензия ATOL, он платит за ее продление. По последним данным, в системе состоят 1182 компании.


Как процесс выглядит со стороны туриста? Все очень просто и прозрачно. После оплаты тура ему на руки выдается сертификат ATOL — он гарантирует возвращение всех средств в случае отмены тура без долгих судебных процессов. А также защищает от вероятности быть «брошенным» за рубежом, если туроператор обанкротится. 

В сертификате указываются: имена всех пассажиров, их количество, дата выдачи, количество ночей проживания, название гостиницы или апартаментов, уникальный номер брони и другая необходимая информация.

В 2015 году, после падения российского самолета в Египте, Британия приостановила все регулярные авиасообщения с этой страной. Тогда именно за счет работы фонда планово были вывезены более 16 тысяч британских подданных. Для этого понадобилось организовать, в среднем, 10-11 рейсов в день. 

DRSF — фонд страхования путешествий, Германия
Заявившая о своем банкротстве туристическая компания Thomas Cook
dpa

В 2019 году старейшая в мире туристическая компания Thomas Cook заявила о своем банкротстве. Ее дочерние компании в Германии тоже были вынуждены отменить уже оплаченные туры. Несколько месяцев спустя индустрию туризма сотряс новый кризис — началась пандемия ковида. В результате немецких туроператоров либо отказывались страховать, либо требовали от них куда более высоких страховых взносов.

Эти события дали понять, что необходимо оптимизировать концепцию защиты туристов. В результате правительство Германии решило реформировать систему: теперь клиенты крупных туроператоров защищены немецким фондом страхования путешествий DRSF. 

С 1 ноября 2021 года каждый туроператор с годовым объемом продаж более 10 млн евро должен застраховаться в DRSF на случай своего банкротства.


Что это за фонд? Он защищает организованных туристов, которые покупают путевки у поставщика туристических услуг — в случае его банкротства. 

Фонд гарантирует, что пострадавшим туристам, которые еще не успели отправиться на отдых, быстро вернут их деньги. А тем, кто уже находится в другой стране, обеспечат безопасное возвращение домой.

При этом сам турист при оформлении тура ничего не платит — все взносы в DRSF осуществляет туроператор.

Как утверждают представители фонда, к осени 2027 года туроператоры внесут в DRSF 750 миллионов евро. А на начальном этапе работы фонд поддержит государство — DRSF находится в ведении немецкого минюста.

GFG — Бельгия, Люксембург
GFG

У бельгийского GFG есть два варианта решения ситуации с банкротством туроператора: фонд или возмещает туристу потерянные деньги, или отправляет его в уже запланированный отпуск. Выбор решения зависит от ряда практических вопросов. Например, оплатил ли туроператор гостиницу и перелет.

Fonds de Garantie Voyages был создан в далеком 1995 году. За время своего существования он рассмотрел порядка 100 дел о банкротстве туристических компаний. В рамках этих процессов фонд выплатил более 39 миллионов евро. 

Например, в 2019 году, когда группа компаний Thomas Cook Belgium объявила о своем банкротстве, фонд помог 57 000 туристам. 45 000 из них получили компенсацию, и еще 12 000 путешественников благополучно вернули домой. Общая сумма ущерба составила 28 миллионов евро.  А в 2010 году, когда экономический кризис ударил по туроператору Intermed, 7000 туристов смогли продолжить свое путешествие благодаря GFG.

Также GFG утверждает, что проводит превентивную проверку: компании, состоящие в реестре фонда, ежегодно проходят углубленный финансовый анализ.

Отметим, что согласно закону, любой организатор путешествий, продавец турпродукта, туристическое агентство, работающие в ЕС, обязаны застраховаться от риска финансовой несостоятельности.

Международный кодекс защиты туристов
UNWTO

Хорошо, но что делать путешественникам, в чьих странах нет фондов для помощи туристам? Этот вопрос встал еще более остро, когда страны начали закрывать границы из-за пандемии, а рейсы — массово отменяться. Миллионы туристов оказались в сложной ситуации, когда возвращение домой стало крайне непростым делом. А путаница в распределении ответственности привела к тому, что путешественники были предоставлены сами себе. Понятное дело, что у них не было достаточных инструментов, чтобы решить эту проблему. 

Поэтому 3 декабря 2021 года в Мадриде Всемирная туристская организация ООН приняла Международный кодекс защиты туристов (МКЗТ). Это набор минимальных международных стандартов защиты и помощи, которые должны быть предоставлены туристам во время ЧС. 

Таким образом, государства, полностью или частично присоединившиеся к МКЗТ при чрезвычайных ситуациях (пандемия, землетрясение, наводнение) — должны будут обеспечить туристам базовую помощь. К ней относятся медицинское обслуживание, репатриация, выдача виз. Все, чтобы обеспечить путешественникам безопасность и благополучное возвращение домой.


Работа Всемирной туристской организации осуществляется благодаря нескольким принципам: 

  • Гармонизация — все международные туристы должны иметь достаточную степень защиты на равной основе вне зависимости от гражданства, религии, пола, цвета кожи.

  • Сотрудничество и координация между государственными и частными предприятиями для оказания помощи. 

  • Ясность и определенность — международные туристы и поставщики туристических услуг должны четко знать свои права. 


В настоящее время членами организации являются 158 государств и около 300 ассоциированных членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения и туристские ассоциации.

Комментарии 0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Load More
Каталог
Погадаем?